Меню

Феномен «Треста Запсибгидрострой». К 35-летию компании

The article is devoted to the 35-th Anniversary of “Trest Zapsibgidrostroy”. “Trest Zapsibgidrostroy” is one of the leading construction companies in Russia which owns the development of construction technology with using of welded tubular dowel. There are the main achievements, technologies and objects constructed by the company in the article.

О «Тресте Запсибгидрострой» написано множество статей как в популярных, так и в специализированных изданиях, в том числе и наш журнал не единожды публиковал разработкии опыт этой компании. Безусловно, не рекламные задачи стимулируют внимание журналистов, поскольку практически во всех направлениях строительной отрасли «Трест Запсибгидрострой», его продукцию и возможности хорошо знают профессионалы и заказчики, кроме того — имя компании, что называется, на слуху у многих чиновников и просто жителей нашей страны, далек их от строительства. Есть в этой компании что-то особенное, уникальное в своем роде, что прослеживается в истории ее стремительного развития и богатейшем опыте настоящего, тяжелейшем труде и при этом способности к инновационным решениям, которым нет аналогов. И хотя о «Тресте Запсибгидрострой» уже написана целая книга, в преддверии его 35-летнего юбилея захотелось оглянуться назад и наконец раскрыть феномен этой компании — в нашем понимании это очень важная задача. В то время, когда выдвигаются глобальные цели возрождения и развития российской промышленности, и нередко силами иностранных компаний, невольно хочется противопоставить старой мудрости — «нет пророка в своем отечестве» — опыт, знания, позицию, профессионализм наших соотечественников.

Когда видишь объекты, построенные «Трестом Запсибгидрострой», осознаешь их сложность и технологии строительства, видишь географию работ, осмысливаешь инновационные инженерные решения, реализованные специалистами этой компании, понимаешь истинный смысл и значимость гидротехники не только для всех строительных направлений, но практически всех сфер жизнедеятельности. В профессиональном багаже «Треста» десятки объектов различного назначения: порты и перегрузочные комплексы, мосты и дороги; водопропускные, причальные и берегозащитные сооружения, жилые здания и набережные, комплексы нефтегазовых месторождений. И большинство из них в сложнейших климатических условиях Сибири, Заполярья, Арктического побережья, где необходимы не только особые профессиональные технологии, но и человеческое мужество, сила, воля.

Строительство в криолитозоне — специализация «Треста Запсибгидрострой», который и был создан в 1977 г. для строительства портов в Западной Сибири. Отметим, что в этот период, называемый сегодня «глубоким застоем», Правительством СССР было принято постановление «О развитии нефтяной и газовой промышленности в Западной Сибири в 1977–1980 гг.», благодаря чему в регионе появилось множество дорог, речные и морские (на Карском море) порты, современные города. И уже на первом этапе работы специалисты «Треста» реализуют инновационные строительные технологии. Так, к примеру, при строительстве порта Ямбург (1983–1986 гг., проект института «Гипроречтранс») впервые в конструкции были применены термосваи и замораживаю-щие устройства для предотвращения размораживания вечной мерзлоты. Уже в 1984 г. порт принял более 1 млн т грузов, при том что навигационный период составлял всего тримесяца в году, а абсолютный минимум температуры достигал –56°C. В короткий срок коллектив «Запсибгидростроя» успел многое сделать для развития транспортной сети Запад-ной Сибири и Заполярья. В экстремальных климатических и геологических условиях был вложен огромный труд в обустройство нефтегазовых месторождений, в строительство крупнейших портовых перегрузочных комплексов в Нижневартовске, Сергино, Уренгое, Надыме и Ямбурге.

В одном из интервью В. В. Гончаров, генеральный директор компании на протяжении 30 лет и уже, по статусу, ветеран «Треста Запсибгидрострой», на вопрос о его жизненномкредо ответил: «Мне кажется, у человека в жизни должно быть две планки. Верхняя планка, подниматься выше которой опасно не столько для себя, сколько для окружающих.И нижняя планка — та самая, ниже которой опускаться, теряя свое достоинство, никак нельзя, потому что не только себя унизишь, но и не отдашь обществу того, что могбы дать, и любой человек должен быть востребован, какую бы должность ни занимал». Возможно, именно в этой позиции кроется разгадка феноменальности «Треста Запсибгидрострой».

Стартовую планку, ниже которой компания не может опуститься, можно назвать однозначно — профессионализм. Не профессионалы здесь не смогут находиться по определению. На каком бы участке ни работал специалист, какую бы задачу ни решал, он должен добиться в своей работе максимально возможного результата, обеспечивая для объекта беспроблемную эксплуатацию, как минимум, на 60–100 лет, хотя в «Тресте» и отмечают, что этот гарантийный срок можно и снизить — ведь города развиваются, их облик обновляется, время приносит новые технологические решения. Поэтому и со стороны заказчиков принцип «доверяй, но проверяй» в отношении «Треста Запсибгидрострой» не действу-ет — безупречная репутация высококлассных профессионалов позволила завоевать абсолютное доверие заказчиков и партнеров. А вот верхняя планка для «Запсибгидростроя», казалось бы, и проявляется в конкретных задачах и объектах компании, но вдруг возникает ситуация, когда надо принять не стандартное, но единственно правильное решение, и оно становится той высотой, которую коллектив взял вроде бы и незаметно для себя, но которая оказалась намного выше заданной ранее планки. Так было в 1990-е гг., когда оставшиеся в России специалисты думали, как выживать, как заработать, и брались за любые работы, а «Трест Запсибгидрострой», невзирая на тяготы «лихого» времени, разрабатывал технологию строительства с применением трубчатого шпунта — совершенно инновационную для России, которая сегодня известна каждому строителю как технология сварного трубошпунта и используется практически во всех строительных направлениях.

Тогда же, еще до распада СССР, В. В. Гончаров инициировал новую форму экономического управления, когда каждое подразделение «Треста» стало самостоятельным юридическим лицом. Это был первый — еще в Советском Союзе! — экономический и управленческий эксперимент. Риск невероятный — потерять «Трест»: ведь приходилось работать под напором еще прочно существующей «вертикали», а для работы «в горизонтали» не было опыта. Именно разработка технологии сварного трубошпунта оказалась и уникальным инженерным решением, и связующим звеном, благодаря которому не только удалось сохранить «Трест», но и поднять его значимость и возможности на совершенно иной уровень.

Работа «Треста Запсибгидрострой» — ярчайший пример неразрывной связи науки (скорее — разных научных направлений) и практики, бесспорное доказательство того, что профессии инженера, строителя, гидростроителя столь же креативны, инновационны, сколь и скрупулезны, и опираются на научные теории. Как шутят в компании: «У нас все «онаучено». На самом деле, коллектив «Треста» имеет очень редкое сочетание важных для профессионалов качеств: все доводить до конца, до идеально возможного, и при этом не останавливаться на достигнутом, что значит постоянно находится в созидательном, конструктивном поиске, в процессе совершенствования профессиональных возможностей. На протяжении всей своей истории «Трест Запсибгидрострой» плодотворно сотрудничает с ведущими проектными и научными центрами страны — ЦНИСС, «Сибречпроект», «Гипрореч-транс», «УралГипродорНИИ». Это позволило научно обосновать технологическую, экономическую и экологическую эффективность сварного трубошпунта, значительно расширить географию его применения — от Сибири до Краснодарского края.

Сегодня технологией строительства конструкций типа «больверк» из трубошпунта владеют все специалисты, занятые в гидротехническом строительстве. Трудно представить, что эту технологию пришлось буквально «пробивать» и приложить немало усилий, чтобы она была «узаконена» и вошла в нормативную базу. Но и в этом вопросе В.В.Гончаров и его коллеги проявили несгибаемую волю и принципиальность, в итоге были получены 15 патентов (9 патентов — на конструкции и 6 — на полезные модели), совместно с институтом «Сибречпроект» создан Альбом унификаций для проектирования сооружений из сварного трубчатого шпунта, разработан свод правил «Проектирование и возведение подпорных стен и водопропускных сооружений автомобильных дорог из шпунтов трубчатых сварных»; совместно с ЦНИИС опубликованы «Правила производства и приемки работ при возведении причальных сооружений из трубчатого сварного шпунта», выпущено ТУ 5264-001-40222779-06 «Шпунт трубчатый сварной»; наконец, в 2011 г. вступил в силу ГОСТ Р 52664-2010 «Шпунт трубчатый сварной. Технические условия».

Эффективность технологии сварного трубошпунта доказана временем на множестве объектов. Стены из сварного трубошпунта при правильном проектировании более долговечны, чем из традиционного шпунта корытного профиля, при этом долговечность сооружения из трубчатого шпунта может быть значительно увеличена без увеличения толщины стенок труб и расхода стали на строительство подпорных стен. Расход металла на 1 м2 подпорной стены из трубчатого шпунта зависит в основном от толщины стенки труб и практически не зависит от их диаметра. Имеющаяся небольшая разница в весе 1 м2 подпорных стен из разных по диаметру трубчатых шпунтовых свай обусловлена разной долей замков в массе стены. В то же время несущая способность трубчатых свай определяется не только толщиной стенок труб, но, в большей степени, диаметром труб. Именно этот фактор является определяющим для повышения долговечности подпорных стен из трубчатого шпунта. Надежность и эффективность технологии многократно подтверждена на объектах, где регулярно бушует природная стихия и происходят оползни, паводки, штормы.

Трубошпунт — это крайне удачное сочетание оптимальной металлоемкости (упор делается на конструктив), минимизации на стройплощадке трудозатрат и нагрузостойкости. Благодаря изначальным свойствам трубошпунта изготовленная из него конструкция позволяет без дополнительных разгрузочных устройств и даже анкеровки выдерживать колоссальные нагрузки. Экономичность его также впечатляет: масса 1 м2 стенки из трубчатого шпунта на 19–25% меньше, чем при другом виде прокатного шпунта одинаковой несущей способности. Цилиндрическая поверхность трубы уже на стенде позволяет задавать любой угол поворота стенки вплоть до отрицательного. И времени на монтаж трубошпунта высотой, к примеру, с трехэтажный дом требуется в 3 раза меньше, чем аналогичной конструкции из других материалов, например, железобетона. Также важнейший для специалистов факт: для строительства 30 км шпунтового ограждения требуется всего 3 (!) клиновые шпунтины, в то время как по СНиП на 42 м стены из 100 шпунтин допускалось наличие двух клиновых шпунтин. Нередко в «Трест Запсибгидрострой» обращаются в тех случаях, когда при строительстве нужно соблюсти жесткие экологические требования. Не всякая фирма может взяться за строительство трубошпунтовой стены свободной высотой 10 м в двух метрах от растущих деревьев (безанкерный больверк). А специалисты «Треста» делали такую работу неоднократно, поскольку технология с применением сварного трубошпунта позволяет вести строительные работы вблизи природных массивов, максимально снижая экологический ущерб.

Немаловажно, что стенки из сварного трубошпунта сами по себе выглядят эстетично, не требуя облицовки, и вписываются в архитектурные решения. Примером тому может служить один из последних объектов «Запсибгидростроя» — набережная в Иркутске, в ходе реконструкции которой была осуществлена поистине уникальная строительная операция — 1,5-километровый живописный участок береговой линии реки Ангары менее чем за год усилиями гидростроителей «Треста Запсибгидрострой» был «одет» в броню из металлическоготрубошпунта. Вертикальная стена из стальных колонн, подчеркивающая величие сибирской реки, стала первым больверком в мире, возведенным на скальном основании.

Специалисты компании убеждены, что экономическая и, если можно так выразиться, патриотическая, национальная составляющая сварного шпунта не менее значимы, чем его технологическая эффективность. Сварной трубошпунт российского производства, по ряду показателей превышающий продукцию иностранных производителей, освобождает наши строительные программы и объекты от импортозависимости, позволяет достичь колоссальной экономии без ущерба надежности сооружений. И очень многие заказчики, партнеры поддерживают «Трест» в этом. В подтверждение — наращивающий объемы производства завод в Сургуте, где сортамент изделий превышает 300 наименований; открытие филиалов «Треста» в ряде регионов России, планы по развитию филиалов завода.

К своему 35-летию «Трест Запсибгидрострой» приходит с впечатляющими результатами: это десятки километров возведенных сооружений, 160000 тонн произведенного шпунта, постоянная востребованность и стабильность. Компания представлена на получение премии Правительства России. Руководитель не отстает от своего коллектива, сегодня В.В.Гончаров — академик Академии транспорта, заслуженный строитель России, имеющий множество правительственных наград. Казалось бы, можно остановиться, расслабиться и не думать о дне грядущем. Но это был бы уже не «Трест Запсибгидрострой», ставший, как модно ныне говорить, брендом российского гидростроительства. Сегодня коллектив озадачен не только своей непосредственной работой, но и «политикой» вокруг строительства: электронные торги, пребывание на рынке демпингующих непрофессионалов, преобладание иностранной продукции — все это вызывает вопросы профессионалов.

Феноменальность «Треста Запсибгидрострой» — в его коллективе, который изначально был командой еди- номышленников и вырос за 35 лет в дружную, прочную профессиональную семью. Этому способствовали самые разные факторы — работа по принципу взаимодействия и взаимопомощи, включенность каждого в одно общее дело, стиль руководства, четкая организация работы, доверие и забота о своих работниках. Все подразделения «Запсибгидростроя»,а это самостоятельные и самодостаточные компании — ОАО «Мостоотряд-69», ООО «ПСО-34», ООО «Гилан» (бывший ПСО-35), ООО «Больверк», ООО «Транссервис», — работают в тесной взаимосвязи.

В «Тресте» нет главных и второстепенных сотрудников, каждый важен на своем месте; все замечания, выявленные любым работником, будь то прораб или копровщик, незамедлительно исправляются, все пожелания и мнения специалистов своих участков фиксируются, анализируются — именно это позволяет доводить продукцию и качество работ до совершенства. Можно с уверенностью сказать, что в системе ООО «Трест Запсибгидрострой» создана Школа передового опыта от технологии изготовления шпунта до технологии забивки. Немаловажный, а, возможно, для сотрудников особо значимый факт, что за заботой о производстве и бизнесе у руководства стоит забота о людях. Так, у коллектива появился свой коттеджный поселок в Апшеронском районе Краснодарского края, где есть не только комфортабельные дома для отдыха, но и школа, теннисные корты и даже свой храм. Кроме того, «Трест Запсибгидрострой» известен своей широкой благотворительной деятельностью, которую коллектив не афиширует, но делает с радостью.

Знаменательная история «Треста Запсибгидрострой» в который раз доказывает, что для целеустремленных, ищущих, творческих профессионалов не бывает нерешаемых задач и не может быть навсегда заданной одной высоты. И не возникает сомнений, что у этой компании не только стабильное настоящее, но и большое будущее — грандиозные стройки, сложнейшие объекты, новые поколения профессионалов.

ООО «Трест Запсибгидрострой» 628403 Тюменская обл., г. Сургут, ул. Университетская, 7 Телефон/факс (3462) 24-31-57

ИСТОЧНИК: ГИДРОТЕХНИКА 4 (29) / 2012

Оригинал статьи в PDF скачать