Меню

МЫ ГОТОВЫ ЗАМЕСТИТЬ ИМПОРТНЫЙ ШПУНТ!

Председатель совета директоров ООО «Трест «Запсибгидрострой» в интервью журналу «Бизнес&Класс» убедительно объяснил, почему флагман российского гидростроительства столь уверен в своих силах.

Виктор Викторович ГОНЧАРОВпосле окончания гидротехнического факультета Ленинградского политехнического института работал в тресте «Мурманскморстрой», затем перешел в трест «Запсибгидрострой», где занимал должности главного инженера и управляющего. В 1985 году назначен генеральным директором OOO «Трест Запсибгидрострой», ныне возглавляет совет директоров компании. Заслуженный строитель РФ, кандидат технических наук, доктор транспорта, академик Российской академии транспорта, автор десятков изобретений и научных публикаций. Имеет ряд государственных наград, ведомственных знаков отличия.

– Виктор Викторович, вы являетесь основателем технологии сварного трубчатого шпунта, которая в конце 1990-х годов совершила переворот в строительстве высоких подпорныхстен на слабых грунтах и в стесненных условиях. В чем предпосылки и суть этого технологического рывка ?

– Действительно, идея родилась в 1989-м, и в некотором смысле нынешний, 2014-й, год – юбилейный. Четверть века очень сложного пути в условиях, когда великаядержава агонизировала, а новая Россия еще сама искала свой путь. Форс-мажор потребовал от компании мобилизации всех имеющихся ресурсов, включая умственные, а самое главное – обостренного чувства ответственности на всех управленческих уровнях, и в первую очередь на уровне высшего руководства. Следующим стимулом было снятие запрета на применение труб большого диаметра в строительстве. До 1989 года они считались стратегическим материалом и направлялись только на сооружение нефте и газопроводов. В одночасье ресурс стал общедоступным и в условиях Западной Сибири, причем в неограниченном количестве. Оставалось лишь научиться разрезать обычный шпунт Л-V пополам вдоль, приваривать к трубе, получая конструкцию в два-три раза мощнее при меньшей материалоемкости.

Вот так, под натиском обстоятельств и случайностей возник замысел, который за 25 лет упорного совершенствования конструкций и технологий перерос в новое направление, школу возведения тонких подпорных стен, с совершенно другой философией, другими возможностями проектирования и строительства из сварного трубчатого шпунта!

  • Трест «Запсибгидрострой» строит сложнейшие объекты в суровых климатических условиях, и 100% материалов и конструкций отечественного производства.

– Гидротехническое, транспортное, промышленное и гражданское строительство… Обозначьте достижения Треста «Запсибгидрострой» в каждой из этих сфер.

– Я с большим уважением отношусь к организациям с разнонаправленными векторами деятельности, имея в виду трудности в управлении процессами. В самом вопросе перечислены четыре мощных направления. Но я предпочел бы остановиться на двух первых, где мы, несомненно, имеем огромные успехи: 175 тысяч тонн изготовленного трубошпунта, более 70 километров причалов, берегоукреплений, набережных, уникальных подпорных стен транспортных развязок, плотин водозаборных сооружений, мостовых переходов. На эти объекты приходится до 90% объемов работ компании. Остальное – детские сады, здания речных вокзалов и объекты нашей социальной программы на юге Краснодарского края, которой, кстати, тоже исполняется 25 лет: от задумки в 1989 году до окончательного воплощения в 2014-м. Под Апшеронском для сотрудников треста построен поселок со школой, детским садом, православным храмом, амбулаторией.

  • Образованный в 1977 году Трест «Запсибгидрострой» осуществляет полный цикл строительства гидротехнических и транспортных сооружений, создает и активно применяет новые технологии. Выпускает уникальную в своем сегменте рынка продукцию целиком из импортозамещающих материалов – трубошпунт (производственные мощности расположены в Сургуте и Самаре). Ряд запатентованных изобретений компании прописан в ГОСТах и СНиПах. Наличие семи самостоятельных подразделений в разных регионах России обеспечивает оптимальную логистику проектов. Построенные трестом набережные, плотины, грузовые и пассажирские причалы, автомобильные развязки можно встретить от Байкала до Сочи, от Москвы-реки и Волги до Обь-Иртышского бассейна и Северного Ледовитого океана. Стратегические заказчики «Запсибгидростроя» – бюджетные учреждения, предприятия энергетики,нефтегазового комплекса, химпрома (ОАО «Роснефть», ОАО «НОВАТЭК», ОАО «Аммоний», ОАО «Фортум» и другие).

Думаю, именно эти два вектора – трубошпунт и социальная программа, идеологически переплетенные, – вытянули нас, придали дополнительную «плавучесть». Но если коротко, то я заспециализацию, позволяющую довести работу до совершенства.

– Устаревшая нормативная база все еще острая проблема?

 – Строительные нормы в подавляющем большинстве не адаптированы к реалиям сегодняшнего дня. Это дамоклов меч, тень прошлого, и мы хотим пролить свет на наше детище. Вот для чего нужны научные исследования. К примеру, у нас есть объекты из трубошпунта со сроком службы более 20 лет. Мы по собственной инициативе заказали Центральному научно-исследовательскому институту транспортного строительства (ЦНИИС) обследование подпорных стен. Поразительные результаты в пользу трубошпунта! Эта работа необходима для доказательной базы, так как во всех нормативных документах 70-х годов, утвержденных постановлением ЦК КПСС, трубы большого диаметра в гидротехническом и транспортномстроительстве отсутствуют.

– Время ставит новые задачи Трест «Запсибгидрострой» предлагает новые эффективные решения.

Расскажите о них подробнее.

– В конкурентной борьбе постоянно требуются свежие идеи, однако продуктивнее – совершенствовать уже достигнутое. Например, наш опыт по трубошпунту дал толчок принципиально новым подходам к строительству искусственных островов на шельфе Карского моря в устье Обской губы, где трубошпунт выступает одновременно в роли замораживающего устройства. При помощи того же сотовокоробчатого трубошпунта мы можем строить антикарстовые аварийно-защитные экраны (АКАЗЭ) под насыпями железных и автомобильных дорог без остановки движения транспорта. По нашему заданию отечественными машиностроителями создана установка «Бобр» для горизонтального продавливания конструкций. Она по всем параметрам превосходит зарубежные и российские аналоги. С тем же успехом мы можем строить тоннели под насыпями, то есть имеем патенты, конструкции и оборудование для данных видов работ, и все отечественное. Дело за малым – стать и здесь востребованными.

  • По мнению руководителя ООО «Трест «Запсибгидрострой», когда молодыми движет азарт, тяга к работе, у страны есть будущее.

Я вынужден с огорчением отметить: если в трубошпунте Россия догнала и в чем-то обогнала Запад, то в технологиях, сваебойном оборудовании (вибраторы, гидравлические молоты, бурильные и вибро-безрезонансные вдавливающие установки и многое другое) безнадежно отстала.

– Раскройте секрет: как удалось выстроить такую систему контроля качества, чтобы за четверть века не получить ни одной рекламации на сооружения из трубошпунта?

– Секретов никаких. Влюбленно-болезненное отношение на всех уровнях, ответственность, постоянный разбор полетов при тех или иных «косяках». Любая веерность и клиновая шпунтина как неудачный мазок кисти художника. Если полотно бездарно, то такой мазок не заметен. Но разве можно представить в ансамбле колонн Казанского собора в Санкт-Петербуге, чтобы одна из них сместилась в сторону?! Сразу ансамбль пропадает. Так и у нас: 70 километров подпорных стен и всего четыре клиновые – это тоже ансамбль. Потери предприятия от некачественной забивки шпунта гораздо больше, чем затраты на контроль и воспитание культуры производства работ.

– Вы курировали строительство завода по выпуску трубошпунта, открывшегося 4 сентября в Самарской области. Каковы его возможности, обеспеченность заказами?

– Во-первых, помог бесценный опыт формирования производственной базы в Сургуте. Этот опыт мы перенесли в Самару и оттачиваем здесь, нацеливаясь на экспансию в Черноморско-Азовский, Каспийский, Балтийский и Волжский бассейны с гораздо более выгодных позиций. Трудно убеждать клиента, когда возишь трубошпунт в Сочи (мы туда все же поставили око-ло пяти тысяч тонн) из Сибири. Теперь проблема снята. В Самаре строительно-монтажные мощности позволяют освоить до 13 тысяч тонн трубошпунта, то есть 55% от проектной производительности завода.

Будем искать покупателя. Мы ни от кого не зависим! У нас есть соглашение с Торговым домом ТМК и Уральской горнометаллургической компанией о совместном производстве трубошпунта под торговой маркой «Запсибгидростроя». Конечно, будем делать и другие маркетинговые ходы, улучшать качество, разумно снижать затраты, уменьшать маржу, но не демпинговать. К сожалению, в сочетании слов (вернее, смыслов) «цена и качество» большинство заказчиков отражает лишь первую составляющую.

– Участвуя в развитии регионов, создавая новые рабочие места, ощущает ли компания потребность в поддержке со стороны государства?

– Несомненно! В том, что касается законодательства, приведения в соответствие нормативной базы, банковской сферы – в части предоставления кредитов под 3–4% годовых на срок до полугода и под 8% на срок до 12 месяцев, то есть в рамках инфляции.

  • Компания нацелена на экспансию в Черноморско-Азовский, Каспийский, Балтийский и Волжский бассейны.

Но целенаправленно мы помощи не искали, не пользовались льготами – они, возможно, существуют. Жаль, что в стране нет аналитических центров регионального и государственного уровня, которые бы мониторили промышленные предприятия (хотя бы с оборотом от миллиарда рублей) по отраслям, выявляя потенциал роста, инновационную активность, чтобыкомпании-флагманы заносились в региональные и федеральные реестры. Фактор участия в торгах тоже следует учитывать.

Разумеется, реестр должен обновляться, поступательное движение из года в год подтверждаться.

– Чем продукция Треста «Запсибгидрострой» привлекательнее зарубежных аналогов? Планируете ли в обозримом будущем увеличить еедолю на отечественном рынке?

– Слава богу, мне не известны случаи импорта трубошпунта в Россию. Сравнивать не с чем, но знаю, что наш трубошпунт не хуже, а клещевидное замковое соединение (коннектор) по соотношению цены и качества превосходит импортные образцы. Сопоставлять с прокатным шпунтом бессмысленно, ибо по несущим характеристикам трубчатый шпунт выше, а цена вкупе с металлоемкостью тоже в его пользу. Между тем РФ ежегодно импортирует порядка 120 тысяч тонн прокатного шпунта по цене около 1500 евро за тонну, то есть на сумму приблизительно 180 миллионов евро, обеспечивая таким образом рабочие места «за бугром». Но страна может безболезненно и достойно избавиться от этой зависимости, была бы чиновничья воля сверху и гражданское самосознание снизу. Мы третий год строим сложнейшие объекты в суровых климатических условиях, и 100% материалов и конструкций отечественного производства!

– Недавно в Самаре завершился I Всероссийский симпозиум «Отечественный трубошпунт как гарант экономической безопасности». Как вы оцениваете его итоги?

– Итоги превзошли все ожидания, удивив не только нас, организаторов, но и наших гостей, среди которых лидеры транспортного строительства: гидротехники, железнодорожники, НИИ, дорожные строители, металлурги, почти 40 организаций. Причем половина участников не старше 35 лет. За два дня – 21 доклад, посещение завода в Самаре, объектов «Запсибгидростроя». Творческая работа с девяти утра до позднего вечера. Кто мог предвидеть такой объем и темп? Все соскучились по умному профессиональному общению. Я был поражен стойкостью тех, кому за 60, радовался надежде и неподдельному интересу в глазах молодежи. Когда молодыми движет азарт, тяга к работе, у страны есть будущее. Было кому и что передать, и были те, кто подхватывает эстафету. И это главное!

– Что, по вашему мнению, мешает инвесторам, заказчикам, проектиров- щикам больше доверять российской продукции?

– Нас сперва превратили в общество потребителей, и мы сами себя убедили, что не можем делать ничего похожего на зарубежные товары. Все началось с импорта высококачественных предметов гигиены, одежды… Сегодня идентифицировать нашу Русскость по тому, что лежит на прилавках, практически невозможно. Это тонко продуманная политика наших «друзей». Зачем работать на тяжелом производстве токарем, слесарем – лучше идите в шоу-бизнес, в официанты, в охрану, только не на завод и стройплощадку!

  • Трест выполняет все работы по строительству гидросооружений и объектов береговой инфраструктуры собственными силами.

Бизнес-сообщество должно вкладываться в отечественную науку и промышленность и через свои же СМИ пропагандировать отечественный товар. О государственных органах и средствах массовой информации я вообще не говорю – это их прямая обязанность! На ведущих телеканалах сплошные маски-шоу, попса, кулинария, а человека труда нет, результатов труда – не видно. Отсюда, от идеологии, проистекает устойчивое недоверие к российской продукции, в том числе со стороны инвесторов, заказчиков, проектировщиков.

– Вектор отечественной экономики переориентирован на страны АТР, Дальний Восток ускоренно развивает инфраструктуру. Намерен ли Трест «Запсибгидрострой» расширять географию деятельности в восточном направлении?

– В активе компании два успешно реализованных проекта в Восточной Сибири: городская набережная в Иркутске на Ангаре, комплекс причалов на Байкале (Республика Бурятия). Планируем работать и на Дальнем Востоке. Этот регион, безусловно, интересен своим огромным потенциалом.

– И в заключение традиционный вопрос о ближайших и долгосрочных планах по укреплению конкурентных преимуществ.

– «Ближайшие и долгосрочные» я бы заменил одним словом – постоянные. Прежде всего, это внедрение инноваций, во-вторых – улучшение качества строительно-монтажных работ, в-третьих – повышение производительности труда. И наконец, снижение затрат. Все перечисленное невозможно без совершенствования кадрового состава: укрепления системы менеджмента, воспитания и поощрения в сотрудниках таких качеств, как ответственность, инициативность, стремление к знаниям, честность, верность семье и предприятию.

ООО «Трест Запсибгидрострой» 628403, ХМАО-Югра,г. Сургут, ул. Университетская, 7. Телефон: (3462) 24-50-64 Факс: (3462) 24-31-57. E-mail: info@zsgs.ru www.trest-zsgs.ru

ИСТОЧНИК: БИЗНЕС & ТЕХНОЛОГИИ СЕНТЯБРЬ• ОКТЯБРЬ 2014

Оригинал статьи в PDF скачать